Почему не нужно выключать компьютер. Нужно ли выключать компьютер во время грозы и почему? Почему в самолетах надо выключать мобильные телефоны

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Авиационные правила все лояльней относятся к мобильным устройствам на борту, однако многие авиаперевозчики по-прежнему просят отключить телефон на время полета или перевести его в авиарежим. В разгар сезона отпусков вместе с экспертами разбираемся, почему так происходит.

Мария Ануфриева

глава представительства Finnair в России

Раньше навигационное оборудование было недостаточно защищено от внешних помех. Работающие телефоны создавали помехи во время связи пилота с диспетчером, затрудняли отслеживание самолета в период перелета, радиочастотное излучение искажало показания навигационных приборов.

С тех пор телефоны и приборы стали более совершенными. Большинство исследований показало, что включенные электронные устройства не влияют на современные навигационные приборы. Поэтому в 2014 году Европейское агентство авиационной безопасности официально отменило устаревшее предписание.

Одни авиакомпании пока сохраняют этот запрет в силу инерции, но его повсеместная отмена - всего лишь вопрос времени. Другие отменили устаревшее правило с условием, что во время взлета и посадки можно пользоваться электронными устройствами для чтения или игр, но нельзя использовать наушники, чтобы слышать объявления бортпроводников.

Часто авиаперевозчики не разрешают пользоваться телефоном в обычном режиме, предпочитая перестраховаться ради безопасности пассажиров. Взлет и посадка - самые сложные фазы полета, и очень важно избежать любых помех, даже минимальных. Однако нельзя исключать, что после новых исследований и они снимут это ограничение.

Антонина Самсонова

руководитель проекта «Мобильная связь и интернет» портала Банки.ру.

В Европе пользоваться гаджетами можно в любой момент полета. В США ограничения касаются взлета и посадки: во время горизонтального полета никто пользоваться связью не запрещает. Российские авиакомпании пока придерживаются старых правил по принципу «как бы чего не случилось». Научных или практических обоснований этому запрету нет, но вопрос остается дискуссионным.

В 2006 году Федеральная комиссия по связи США обсуждала отмену запрета на использование мобильных телефонов. Это породило несколько глобальных исследований. Федеральное управление гражданской авиации страны не нашло доказательств, что помехи могут повлиять на работу самолета. А сотрудники школы информатики Карнеги-Меллон утверждали, что вероятность крушения самолета по вине включенных девайсов существует - например, если сигнал от мобильного телефона помешает передаче сигнала GPS-приемника. В последнем исследовании NASA, проведенном в 2016 году, также говорится, что электронные приборы могут создавать помехи в работе GPS.

Кирилл Жарков

PR-директор сервиса для путешествий Grabr

Считается, что мобильные телефоны могут создавать помехи для навигационных и радиосистем самолета, особенно для точных систем захода на посадку и ультравысокочастотных станций. Так привыкли думать со времен, когда вся техника еще работала на одних частотах: и в небе, и в море, и телефоны, и микроволновки. Сейчас сетка радиочастот строго поделена. Поэтому вероятность отрицательного воздействия телефонов на системы самолета минимальна. Если пять человек будут говорить по телефону на взлете, ничего страшного не случится.

Тем не менее, даже инструкция для пилотов предусматривает отключение мобильников перед началом выруливания. Отделы безопасности авиакомпаний объясняют требование тем, что во время взлета и посадки пассажиры должны быть в курсе происходящего и вовремя реагировать на возникновение чрезвычайной ситуации. Поэтому в самолете просят пристегнуть ремень, убрать вещи, открыть шторку иллюминатора, чтобы видеть, что происходит за окном. Телефон рассматривают как дополнительный отвлекающий фактор.

Выводы

Современные телефоны не создают критических помех в работе навигационных систем самолета.

При этом исследователи пока не доказали абсолютной безопасности мобильных на борту.

В Европе и США запрет практически не действует, но авиакомпании продолжают использовать его по инерции.

Телефон на взлете и посадке просят отключить, чтобы пассажиры не отвлекались и смогли отреагировать на чрезвычайную ситуацию.

У многих пользователей ПК возникает вопрос – как надолго можно оставлять компьютер включенным. Эта проблема вызывает столько сомнений и предубеждений отчасти из-за того, что большинство из нас никогда не снисходят до чтения инструкции к приобретенной технике.

Мифы о том, почему надо выключать компьютер

Самая распространенная теория выключения компьютера – приравнивание его к любой другой бытовой технике, которая имеет неприятное свойство перегреваться, работая слишком долго. Именно поэтому 80% пользователей до сих пор, при каждом удобном случае, дают своему ПК «отдохнуть».

На самом деле, проблема перегрева давным-давно решена: все современные компьютеры имеют качественную систему охлаждения, соответствующую их мощности и нагрузкам. Воздушное охлаждение позволяет не выключать машину в течение нескольких месяцев. Для сомневающихся существует программное обеспечение, помогающее следить за температурой ключевых элементов машины.

Второй фактор, говорящий, казалось бы, в пользу регулярного отключения питания ПК – возможные скачки напряжения в сети. Обычно этот миф процветает в среде людей старой закалки, привыкших выключать электроприборы в грозу и т.п.

Покупка блока бесперебойного питания – оптимальное решение данной проблемы. Фактически, сбои случаются не так уж часто, а «бесперебойник» позволяет защитить ПК и избежать его постоянного включения-выключения ради профилактики.

Давно доказано, что от постоянной работы детали компьютера изнашиваются существенно меньше, чем при частых запусках, поэтому оптимальным решением будет не выключать машину, по возможности, долго.

Когда следует выключать компьютер

Операционные системы, включая самую распространенную – Windows, постоянно обновляются. Некоторые обновления вступают в силу только после перезапуска компьютера, поэтому, чтобы избежать появления программных сбоев, желательно перезагружать машину раз в неделю.

Качественные системы охлаждения на грамотно собранных ПК работают стабильно и бесперебойно, но, как раз за счет активной работы, именно на них оседает в разы больше пыли, чем на неподвижных поверхностях. В зависимости от уровня запыленности помещения, охладители нужно прочищать от раза в полугодие, до 1-2 раз в месяц. Проводить чистку можно ТОЛЬКО тогда, когда компьютер выключен, избегая накопления статического электричества (которое возникает, например, при чистке с помощью пылесоса).

Подводя итог, можно сказать, что компьютер лучше выключать как можно реже, позволяя ему иногда перезагружаться и своевременно проводя очистку системы охлаждения.

Одно из правил технической безопасности, вызывающее наибольшее количество вопросов — просьба отключить мобильный телефон на время полёта в самолёте. Многие эту просьбу игнорируют, но делают это необдуманно.

Включенный на борту телефон на самом деле бесполезен и не особо опасен. Но во время взлёта и посадки его просят отключить, чтобы исключить малейшие риски сбоя электронных систем. Вероятность из возникновения практически равна нулю:

На высоте около 3 км телефоны потеряют сигнал с наземных станций и начнут активно ее искать. Если девайсы всех пассажиров на борту будут включены, то это может сказаться на работе высокочувствительных авиационных приборов.

Кроме того:

  • вам всё равно никто не дозвонится (зачем держать его включенным и садить батарею?)
  • при включеном «режиме полёта» все функции остаются доступными (кроме звонков и интернета)
  • из-за теоретически возможных помех, пилот сможет не расслышать важное сообщение от диспетчера
  • при жесткой посадке летающие по салону вещи могут нанести травмы окружающим. Поэтому планшеты и ноутбуки просят убрать.

Чем грозит неповиновение нарушителю

Неповиновение к выключению телефона не является обязательным к исполнению и обычно не проверяется. Но в теории за нарушений правил безопасности авиакомпании могут:

  • запретить перемещаться по воздушному судну;
  • снять с рейса;
  • аннулировать билет;
  • взыскать в судебном порядке штраф за задержку вылета и причиненный этим обстоятельством ущерб;

В ряде стран могут просто отобрать гаджет на время полета.

Зачастую избирается крайне действенная мера пресечения - пассажир-нарушитель попадает в «черные списки» авиаперевозчиков, и не имеет возможности приобретать билеты на самолет на протяжении нескольких лет.

А уж если ваш включенный телефон стал причиной убытков для авиакомпании, вас вполне могут привлечь к гражданско-правовой или административной ответственности.

Помните, что при возникновении угрозы крушения нарушитель может понести и уголовную ответственность.

Разумеется, с течением времени риски от использования электронных устройств на борту постоянно снижаются, однако пассажирам следует четко придерживаться правил той авиакомпании, услугами которой они пользуются.

Вопрос о том, нужно ли выключать компьютер во время грозы, достаточно часто появляется в период летних гроз. Мнение пользователей сильно разнится, поскольку некоторые считают, что скачок напряжения может повлечь за собой сгорание компьютера. С другой стороны, современные технологии гарантируют сохранность техники даже в такие погодные условия. Понять, можно ли пользоваться компьютером во время грозы, достаточно легко.

Почему в народе принято выключать технику в грозу?

Тем, кто рос с бабушками и дедушками, хорошо знакома ситуация, когда при первых звуках грозы вся техника выключалась, а вилка устройства вынималась из розетки. И это было вполне оправданно, поскольку устройства прошлых лет не имели какой-либо защиты от грозы и возникающих скачков напряжения. Именно это могло повлечь перегорание бытовой техники.

Но может ли сгореть компьютер от грозы, сегодня весьма спорный вопрос. Ведь техника настоящего времени имеет хорошую защиту на случай перепадов напряжения. Тем не менее на вопрос, нужно ли выключать компьютер во время грозы, вряд ли можно дать отрицательный ответ.

Причины данной ситуации

Когда начинается гроза, между облаками и поверхностью земли появляется разность в потенциалах, достигающая нескольких миллиардов вольт. Когда значение достигает своего пика, происходит разряд. Имеющиеся грозозащитные системы понижают шанс прямого попадания молнии в электропроводку, однако не исключает ее. При появлении такой ситуации, все электрические приборы в пределах досягаемости сгорят.

В каком случае велик шанс сгорания техники?

Зачастую причиной такому происшествию служит наведенное напряжение. И чем больше длина провода и мощность разряда, тем выше вероятность такой ситуации. При наводке происходит электрический импульс в тысячи вольт, длящийся от единиц до тысячи микросекунд. Распространенность достигает нескольких километров.

Какие сети подвержены риску?

Зачастую подобные ситуации характерны для интернет-сетей в спальных районах, поскольку они зачастую никак не проектируются и могут быть проложены где угодно. В связи с чем более уязвимы (имеют место случаи прокладки интернет-кабелей вокруг громоотвода). В лучшем случае пострадают сетевые карты, роутеры, свичи и прочие сетевые девайсы. В случае чрезвычайно мощного заряда может сгореть весь компьютер с винчестером и монитором.

  • Установите внешнюю сетевую плату на компьютер. Пользоваться ею следует даже несмотря на присутствие интегрированного элемента. При попадании разряда во внешнее устройство дело часто ограничивается лишь утерей самой сетевой платы. При попадании в интегрированное устройство есть риск выхода из строя всей материнской платы.
  • Установите грозозащитный фильтр. Это требуется для интернета и телефонных линий.
  • Установите блок для бесперебойного питания с функцией сглаживания поступающих скачков напряжения. Это пригодится пользователям персональных компьютеров, поскольку напряжение в электросети может скакать и в обычное время.
  • Оборудуйте дом стабилизатором напряжения и заземлением.
  • Выключайте устройство во время грозы. Отключите компьютер и монитор от сети, извлеките интернет-кабель из сетевой платы, свича или роутера. Затем выключите другие электрические приборы вроде телевизоров, стиральных машин, микроволновок и прочего. Подобные действия помогут при малых скачках напряжения.
  • При сильных и быстрых скачках напряжения автоматика может не сработать. Разряд сожжет все подключенные к сети электропитания устройства.
  • Выключайте имеющиеся электрические приборы при долгом отсутствии в жилище. Это следует делать тем, кто покидает дом на недели и более.

Что делать пользователям ноутбуков?

В случае с ноутбуками ситуация намного упрощается. Достаточно просто отключить устройство от розетки и спокойно продолжать работать (если заряд аккумулятора позволяет). Однако если устройство подключено к локальной сети или кабельному модему, то последствия будут такими же, как и при ударе молнии в трансформатор, и нужно ли выключать компьютер во время грозы, в таком случае вполне понятно.

Где вероятность сгорания компьютера выше?

Особенно актуальна данная тема для жителей старых многоквартирных домов, поскольку многие из них не имеют защитного контура заземления, что должно быть предусмотрено в проекте. Зачастую его разрушают во время ремонта кровли.

В случае с современными многоквартирными жилищами шанс выхода из строя аппаратуры из-за молнии имеет место быть, но он не настолько велик, как в предыдущем примере.

В случае с частным домом, особенно имеющем питание от столба, шанс поломки близится к 100%. На открытую проводку наводится большой импульс, при этом специальные защитные устройства от импульсивных перенапряжений отсутствуют. Хорошие сетевые фильтры и ИБП ими оснащены. При этом чем больше защитных ступеней, тем лучше, хотя и в таком случае нужно выключать компьютер во время грозы.

Особенный риск представляет наличие подключения к интернет-сети. Обычно оно выполняется через кабель с медными проводниками, на которые легко навести импульс. Для уменьшения потери во время грозовой погоды следует также выключить сетевой провод из сетевой компьютерной карты. В случае с ноутбуком это обязательно, поскольку ремонт будет весьма дорогим, и ответ на вопрос, нужно ли выключать компьютер во время грозы, очевиден. Лучшим решением станет покупка Wi-FI-роутера за счет удобства и дешевой замены его в случае сгорания во время грозы.

Перечисленные выше причины, по которым устройство может сгореть во время грозы, ясно дают понять, можно ли пользоваться компьютером во время грозы. При этом проблема сгорания актуальна именно для компьютеров, а не ноутбуков, с которыми можно работать, будучи отключенным от электросети.

Я неоднократно слышал бухтение людей в ответ на просьбу бортпроводников выключить и убрать всю электронику во время взлета репликами типа «Да делать вам нечего», «Да глупость это всё» и подобное, и как инженеру-электронику по высшему образованию, технику обслуживания авиационных приборов и электрооборудования ЛА по военному образованию и часто летающему пассажиру по жизни, захотелось сформулировать и структурировать доводы, почему телефоны и электронику выключать и убирать все-таки надо.

Обычно в качестве основной причины подобных просьб к пассажирам приводят аргумент что наводки от носимых бытовых радиопередатчиков могут создать помехи в работе бортового оборудования, на что многие не слишком умные пассажиры отвечают «да я сто раз забывал выключить телефон и даже разговаривал с борта, и все было нормально». В этих утверждениях есть и доля истины, так и не совсем.

1. Взлёт и посадка — самые важные и ответственные фазы полёта, и вероятность возникновения критической ситуации (резкое торможение, болтанка, и прочее) в них максимальна. При резком торможении даже пятидюймовый смартфон, если владелец не удержит его в руке, превращается во вполне себе хороший снаряд с достаточной массой и скоростью, чтобы очень больно влететь впереди сидящему в голову, не говоря уж о планшетах и фотоаппаратах. Это первая причина, по которой просят убрать всё в карманы или ручную кладь.

2. Обычный 2G/3G/4G телефон или планшет с вайфаем действительно не несут опасности для электронного оборудования воздушного судна, но с некоторыми оговорками: до тех пор, пока они функционируют исправно. Никто не может заранее предположить, насколько надежен по схемотехнике радиомодуль в телефоне или планшете, заботливо сделанный неизвестными китайцами, и насколько тщательно протестирован его программный микрокод. Электроника и сигнальные цепи современных самолетов действительно многократно дублированы в целях отказоустойчивости и экранированы от внешних воздействий, но когда на кону жизни людей, лишний раз лучше это не проверять.

3. Кроме непосредственно влияния на набортную электронику стоит иметь в виду также влияние помех от телефонов на голосовую радиосвязь. В авиации используется аналоговая передача голоса для переговоров экипажа с диспетчерами и другими бортами. Наводки от передающих устройств, соответственно, могут создавать помехи при переговорах, что само по себе уже не есть хорошо.

4. А теперь небольшой пример из жизни.

При расследовании крушения рейса 703 Окленд — Палмерстон-Норт авиакомпании Ansett New Zealand 9 июня 1995 года, в котором погибли 4 пассажара, следователи в качестве одной из версий рассматривали, что использование мобильного телефона могло вызвать сбой бортового радиовысотомера непосредственно перед крушением. Самолет при визуальном заходе на посадку в Международном аэропорту Палмерстон-Норт в условиях плохой погоды столкнулся со склоном хребта Тараруа в 16 километрах к востоку от аэропорта. ()
Пятью годами позднее, борт HB-AKK швейцарской авиакомпании Crossair 10.01.2000 потерпел крушение в окрестностях Дильсдорфа (кантон Цюрих). Погибли все пассажиры, находившиеся на его борту. Окончательно причины аварии и гибели экипажа и пассажиров до сих пор не раскрыты. Однако, результаты исследования «черного ящика» показали, что в определенный момент навигационные приборы и системы управления самолета стали выдавать неправильные данные. Следователи опросили операторов сотовой связи и выяснили, что непосредственно перед катастрофой с борта самолета была отправлена SMS, а за ней последовал звонок. Таким образом, вероятной осталась версия о сбое в системах управления самолета из-за воздействия радиоволн. ()

Все понимают, что правила авиационной безопасности «написаны кровью». И, как известно, многие авиационные инциденты не происходят по какой-то одной причине, а к ним приводит совпадение многих факторов, каждый из которых в ином случае не привел бы ни к каким последствиям. Если есть хоть малейшая вероятность исключить из ряда событий что-то, что пусть даже теоретически привести к критической ситуации, это должно быть обязательно сделано для сохранения жизней людей.

5. И последнее. Почему просят отключать не только телефоны, но и, например, фотокамеры, MP3-плееры, читалки и прочие устройства, которые не имеют радиомодуля? Потому что многие из них все-таки имеют. В наше время никого не удивить читалкой с 3G модемом, аудиоплеером с WiFi-ем (для синхронизации музыкальной библиотеки), и цифровым фотоаппаратом с Bluetooth (для беспроводной передачи на принтер). И пусь даже конкретно ваше устройство не имеет ничего вышеперечисленного, но бортперсонал не должен разбираться какая у кого модель и какой у него есть функционал. Не говоря уж о том, что технически не подкованные люди могут даже не подозревать что у них в гаджете есть WiFi и модуль сотовой связи. Поэтому и звучит просьба отключить или перевести в авиарежим абсолютно все устройства. Как я уже писал в предыдущем пункте, если есть хоть малейшая вероятность исключить из ряда событий что-то, что пусть даже теоретически привести к критической ситуации, это должно быть обязательно сделано. В конце концов, это совсем не сложно — прожить некоторое время без любимого гаджета ради своей же безопасности и безопасности других людей.

Удачных и безопасных вам полетов!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама